Винница - столица Брацлавщины

Старостинские обирательства не имели границ, и возмущение жителей часто приводило к восстаниям, например в 1541 и в 1560 годах, когда городская беднота выбрала своего войта Яцка Палагенко, казненного потом карателями. В 1598 году в Винницу были переведены все правительственные учреждения, и она стала столицей Брацлавского воеводства, потому что Брацлав еще чаще подвергался нападениям татар, да и беспокойная Запорожская Сечь находилась близко. Это обусловило следующий этап роста Винницы — застройку правого берега Буга. Новое расположение замка, занявшего важнейшее место в структуре города, сформировало и планировочную сеть улиц Правобережья, пучком сходящихся к мосту, позже переброшенному на замковый остров Кемпа, а с него — на левый берег. Эта схема улиц существует и ныне. Но для покорения коренного украинского населения одного только вновь восстановленного замка было мало, и на помощь пришел католицизм. В 1610 году староста брацлавский Валентин Калиновский пожертвовал тридцать тысяч злотых и два села для монастыря водворившихся в Виннице иезуитов. Они построили громадный костел, коллегиум (школу), конвикт (общежитие), окружив их, подобно крепости, толстыми кирпичными стенами с башнями по углам. Монастырский ансамбль разместился в нагорной части правого берега, видимый издалека, доминирующий над рекой. Его «мурованные» постройки в свое время произвели сильное впечатление капитальностью и добротностью, и с тех пор за ними закрепилось название Муры (от латинского murus — стена). В 1616 году, в противовес кляштору иезуитов, был основан православный Преображенский монастырь. И началось соревнование двух вероисповеданий — жестокая, непримиримая, прикрытая маской «благочиния» борьба. В 1621 году в Виннице появляются доминиканцы, которым староста Ян Одрживольский дал место в Мурах, рядом с иезуитами, и большие маетности. И они построили монастырь. Еще через пять лет открывается второй православный монастырь — женский Влаговещенский. Важную роль играли повсеместно возникавшие тогда православные церковные братства, в Виннице — братство Козьмы и Демьяна, организованное вскоре цосле Люблинской церковной унии; украинская братская школа просуществовала в Виннице рядом с Мура ми около двухсот лет. В 1632 году при содействии выдающегося деятеля украинской культуры митрополита Петра Могилы и брацлавского подсудка Михайла Кропивницкого был открыт православный коллегиум при братском Вознесенском монастыре. Но через семь лет происками иезуитов коллегиум закрылся. А в 1645 году при женском православном монастыре снова была создана братская школа. И так — на протяжении жизни одного-двух поколений! Одновременно с идеологическим нажимом усиливался натиск централизованной королевской власти. Но винницкие мещане добились своего, и в 1640 году король Владислав IV дал городу грамоту взамен погибших при пожаре в замке, по которой возобновлялось право магдебургского суда, подробно излагались порядки выборов должностных лиц, их отношения к старостам и т. п. Однако королевские привилеи и гарантированные ими выгоды касались в первую очередь и главным образом поляков и католиков вообще. Поэтому, когда после многих лет суровой, открытой и тайной борьбы вспыхнула в 1648 году национально-освободительная война, Винница заняла в ней видное место.

,

---

Сподобалась стаття чи сайт? Скористаєтесь кнопками що тут нижче:

---

  ←     →